Анализ сложившейся в Казахстане практики инклюзивного обучения убеждает в том, что особые сложности ситуация инклюзии создает во взаимодействии учителей с родителями школьников. Педагоги не обладают достаточным и необходимым уровнем психолого-педагогической компетентности, позволяющим реализовать субъект-субъективное взаимодействие с родителями здоровых детей и школьников с особыми образовательными потребностями (ООП).
Классному руководителю сложно подобрать диагностический инструментарий для исследования состояния семьи, для выявления проблем семейного воспитания, для корректного разрешения конфликта родителей с ребенком. К сожалению, часто сам учитель создает конфликтную ситуацию с родителями ученика. Необходимые для эффективного решения воспитательных задач профессиональные компетенции (диагностическая, прогностическая, коммуникативная, конфликтологическая, проектировочная) сформированы у педагогов и школьных психологов недостаточно.
Актуализация проблемы целенаправленной подготовки будущих учителей к профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования связана с неблагоприятным прогнозом относительно психического и физического здоровья детей и подростков. Очевидна явная тенденция ухудшения состояния здоровья школьников, постоянного и быстрого роста числа детей с ограниченными возможностями здоровья.
Эффективная организация образования детей с разными потенциальными возможностями – это психолого-педагогическая основа системы будущих «социальных лифтов», успешного выстраивания жизненной и профессиональной перспективы каждого ребенка.
Чтобы наладить конструктивные взаимоотношения с семьей, учитель должен знать социальный и культурный контекст семьи, ее структурные особенности, стиль воспитания, характер установок по отношению к своему ребенку (здоровому или ребенку с ограниченными возможностями здоровья).
Спектр конфликтов и проблем, возникающих в ситуации инклюзивного образования, показывает, что в этих условиях педагогу необходим более высокий уровень психолого-педагогической компетентности, чем в условиях традиционного обучения.
Психолого-педагогическую компетентность мы рассматриваем как интегративную характеристику личности учителя, позволяющую ему эффективно взаимодействовать с семьей школьника, осуществляя в контексте гуманистической парадигмы сотрудничество с семьей, имеющей здорового ребенка или ребенка с особыми образовательными потребностями.
Учитель в инклюзивном образовательном пространстве выступает, прежде всего, как фасилитатор, помогающий развить субъектность каждого ребенка. При этом от педагога требуется особый такт, деликатность, гуманистическая направленность личности, толерантность, креативность, готовность выходить в рефлексную позицию.
Беседа со студентами в период производственной практики в «Школе-гимназии №9» показала, что будущие учителя, осознавая значимость продуктивного взаимодействия классного руководителя с родителями, считают, что недостаточно готовы к этому виду деятельности. (Так, до 68% студентов указали, что в период производственных практик не получили необходимого собственного опыта практического взаимодействия с семьей школьников и опасаются серьезных профессиональных трудностей в этом плане). На важность подготовки студентов и учителей которые только устроились на работу к взаимодействию с семьей школьников влияет и то обстоятельство, что психологи выявляют сегодня особенно низкий уровень развития родительской мотивации, недостаточное развитие навыков общения с детьми, низкую «родительскую эффективность». В современной школьной реальности приоритетным направлением взаимодействия учителя с родителями остается педагогическое
просвещение: лекции, беседы, конференции, собрания, вечера «вопросов и ответов». Значительно меньше педагоги используют в своей практике мастер-классы, тренинги, консультации, студии, диспуты, дискуссии. Сегодня в инклюзивном образовании особенно востребованы технологии и техники индивидуальной педагогической поддержки и психологического сопровождения семьи.
Как отмечал Дюркгейм, история педогогики – единственная существующая по природе вещей возможность подготовить хорошего учителя, без которого нет хорошей образовательной системы, а такой учитель не бездумно и механический повтряет принципы и методы, лежавшие в основе собственного воспитания и обучения, а совершенствует их. Для этого он должен
обладать критическим самосознанием, невозможным без понимания происхождения и
строительства образовательной системы и поэтому – ее проблем и задач в свете современных социальных требований.